После успешного завершения обучения, вы получаете диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, который дает вам право на профессиональную деятельность в области практической психологии.
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ»
Автор программы: Линде Николай Дмитриевич
БАЗОВЫЙ КУРС - Старт программы – в сентябре
Программа для психологов-практиков, желающих повысить свою квалификацию и профессиональные компетенции и получить глубокие, систематизированные знания по эмоционально-образной терапии. Программа позволяет сформировать навыки, необходимые для применения методов и приемов эмоционально-образной терапии (ЭОТ) в практике психологического консультирования, психотерапии, организационной психологии, коучинге и других областях практической психологии.
Всего 3 образовательные программы (3 Ступени) по 72 академических часа
Каждая образовательная программа (ступень) включает 3 модуля по 24 академических часа
Обязательное требование - прохождение 3-х часов личной терапии (с 1 января 2025 года 5 часов личной терапии) в методе ЭОТ за каждую программу (ступень). На второй (2 супервизии) и третьей (3 супервизии) ступени обязательное прохождение супервизий (допускается в групповом формате). Личная терапия и супервизия не входит в стоимость обучения.
Программа «Теория, приемы и методы эмоционально-образной терапии» (Базовый курс - 1 ступень)
Программа «Философия ЭОТ в решении задач личностного роста» (Базовый курс - 3 ступень)
Стоимость обучения:
Стоимость обучения 51 000 Руб (Линде) Стоимость обучения 45 000 Руб (Группа преподавателей) Возможна ежемесячная оплата 17 000 Руб (Линде) Возможна ежемесячная оплата 15 000 Руб (Группа преподавателей) При оплате по семестрам – скидка 5% = 48 450 руб (Линде) При оплате по семестрам – скидка 5% = 42 750 руб (Группа преподавателей)
Стоимость обучения с 1 сентября 2025 года:
Стоимость обучения 57 600 Руб (Линде) Стоимость обучения 51 300 Руб (Группа преподавателей) Возможна ежемесячная оплата 19 200 Руб (Линде) Возможна ежемесячная оплата 17 100 Руб (Группа преподавателей) При оплате по семестрам – скидка 5% = 54 720 руб (Линде) При оплате по семестрам – скидка 5% = 48 735 руб (Группа преподавателей)
Продолжительность обучения на каждой программе – 3 месяца
Формат обучения – обучение проходит в режиме реального времени на платформе зум или очно. Студентам предоставляются записи занятий.
График обучения – занятия проходят в зависимости от расписания модульно
Зачеты – по окончании каждой программы.
По итогам обучения – за каждую программу вы получаете УДОСТОВЕРЕНИЕ о повышении квалификации (образца, установленного Минобрнауки)
На каждом занятии:
- теория по теме занятия, ответы на вопросы,
- выполнение диагностического упражнения ЭОТ,
- обсуждение результатов упражнения, обратная связь преподавателя,
- "горячие стулья" по результатам обсуждения: проводит преподаватель с участниками группы, ответы на вопросы.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
- Чтобы учащиеся поняли весь процесс терапии изнутри, с ними проводятся специальные имагинативные упражнения, разработанные к каждой теме программы, позволяющие обнаружить те или иные проблемы, скрывающиеся в их бессознательном. Образы, взволновавшие того или иного участника, обсуждаются и анализируется. При необходимости (и по желанию) с кем-то из участников проводится работа на так называемом «горячем стуле». Проблема решается, и обучаемый не только осваивает на своем опыте суть эффективных приемов ЭОТ, но и получает возможность личной терапии. Ход сеанса обсуждается, участники группы задают вопросы ведущему, и таким образом глубоко осваивают метод ЭОТ.
- После ряда таких сеансов они становятся способны решать проблемы других людей, аналогичных тем, которые были проработаны при обучении.
- На следующих стадиях обучения, они начинают сами работать друг с другом (в тройках), но под наблюдением ведущего терапевта. Их опыт также анализируется и корректируется.
- В дальнейшем учащиеся проходят более серьезное испытание, когда им поручается провести терапевтическую работу прямо перед всей группой и под супервизией ведущего терапевта. Успешно прошедшие такое испытание считаются уже готовыми специалистами в методе ЭОТ, хотя им рекомендуется все время повышать свою квалификацию участвуя в дополнительных курсах обучения по той или иной теме и проходить супервизию у того или иного признанного мастера.
Программа курса
Теория, приемы и методы эмоционально-образной терапии (1 Ступень)
- Философия ЭОТ: духовность и психотерапия.
- ЭОТ как аналитически-действенная терапия. Принцип каузальности.
- Уровни личности (структура личности в ЭОТ) и задачи ЭОТ.
- Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика. Роль глубинных эмоциональных состояний.
- Эмоциональные состояния как мишень. Образы как инструмент терапии. Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основные способы раскрытия неосознаваемого содержания.
- Общая схема терапевтической работы (10 шагов)
- Практические занятия. Упражнение "Путешествие по дну моря"
- Внутренний неразрешенный конфликт как основа возникновения хронических негативных эмоциональных состояний.
- Психологическая проблема, внутренняя структура проблемы – 6 типов.
- Терапевтическая задача, терапевтические приемы, позволяющие решить психологические проблемы, в соответствии с каждым типом ее структуры.
- Создание гипотезы, этапы создания гипотезы, проверка гипотезы.
- Практические занятия. Упражнение "Запретное желание"
- Методы исследования негативных эмоциональных состояний с помощью образов (аналитические методы):
- создание спонтанных образов проявленных состояний,
- интерпретация образов по словарю образов,
- вопросы к образу (что он делает, зачем и т.д.),
- создание гипотезы и проверка,
- методы трансформации эмоционального состояния через образы:
- методы разрешений, методы саморегуляции, метод созерцания,
- методы парадоксального воздействия,
- методы возвращений,
- приемы поддержки и ресурсирования,
- метод перераспределения акций, методы контрпредписания и отказа от ложных решений, методы преодоления неадекватных запретов и негативного самоотношения, методы снятия внутреннего противоречия).
- Отличительные особенности методов ЭОТ от приемов и методов в других психотерапевтических школах.
- Практические занятия. Упражнение "Как звучит мое тело"
- Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика. Роль глубинных эмоциональных состояний.
- Мышечная броня и подавленные чувства (В. Райх).
- Саморегуляция, как естественная природная способность человека к психологическому самоисцелению и гармонизации, основанная на внутренних способностях его организма (тела).
- Упражнения и приемы саморегуляции в ЭОТ, позволяющие выявлять личностные проблемы и внутренние психологические конфликты.
- Решение психологической проблемы как возможность высвобождения ресурсов.
- Обнаружение блоков, не пропускающих энергию в теле. Упражнение «Наполнение энергией».
- Практические занятия.
- Внутренний Ребенок как одно из трех основных Эго-состояний человека (Родитель, Взрослый, Ребенок).
- Родительское состояние как источник предубеждений, критики, власти и заботы.
- Взрослое состояние как источник разумного решения жизненных проблем, трезвого и объективного восприятия реальности.
- Детское состояние как источник непосредственного восприятия реальности, эмоциональных реакций, творческих идей и фантазий – Свободный Ребенок, как основа психологического здоровья и счастья.
- Сохранение детских травм, переживаний и адаптаций у зрелой личности в эго-структуре Ребенок (Ребенок Адаптивный, Ребенок Травмированный; Ребенок-Саботажник)
- Практические занятия. Упражнение "Смеющийся ребенок"
- 12 родительских предписаний по М. и Р. Гулдингам. Мы относимся к своему Внутреннему Ребенку так, как к нему относились наши родители и другие родительские фигуры.
- Принципы перестройки решения и изменения сценария. Отмена родительского предписания, разрешения и контрпредписания, нейтрализующие влияние запретов.
- Почему принятие Внутреннего Ребенка как важнейшей части своей личности и изменение самоотношения к ней, решает многие психологические проблемы личности.
- Упражнение: «Ребенок, такой какой он есть. И ребенок, такой, каким он должен быть». Обсуждение результатов. Работа на «горячих стульях».
- Практические занятия.
- Теоретическое введение в тему баланса Мужественности - Женственности. Процесс формирования и причины искажения женственности и мужественности в ходе психосексуального развития ребенка. Почему оптимальный баланс женственности –мужественности в женщине – 80% на 20%, а в мужчине 20% на 80%. Отсутствие или слабость отца как основная причина формирования андрогинного характера женщины. Закон дополнения мужского и женского в семейной паре.
- Рефлексивное упражнение: «На одном стуле ваша мужская часть, на другом – женская». Как они выглядят, сколько процентов в Вас женского, сколько мужского. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Как улучшить соотношение женского –мужского в себе. Как это может повлиять на ваши отношения.
- Практические занятия.
- Типы личности, склонные к зависимостям
- Психологические модели ЭЗ
- Инвестиционная теория ЭЗ
- Пятиступенчатая модель работы с потерей Ф.Перлза
- Ловушки потери и их последствия
- Демонстрация работы на «горячем стуле» с желающими
- Приемы и методы работы с эмоциональной зависимостью в ЭОТ, метод возвращения эмоциональных инвестиций.
- Практические занятия. Упражнение "Человек в цепях"
- Понятие «счастье». Где находится счастье, от чего оно зависит? Проявления состояния счастья:
- Счастье как внутреннее состояние (души).
- Счастье как энергия и открытые возможности.
- Счастье как способность быть самим собой и одобрять самого себя.
- Счастье быть Ребенком.
- Счастье как расслабление.
- Счастье как умение жить здесь и теперь.
- Счастье как внутренняя гармония. Ресурсное упражнение «Круг счастья», выявление препятствий к позитивному самочувствию. Выявление причин внутреннего отказа от счастья. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Общая дискуссия.
- Практические занятия.
Эмоционально-образная терапия в работе с негативными эмоциональными состояниями (2 Ступень)
- Теория психологических защит (З. Фрейд, Ф. Перлз, Н.Мак-Вильямс). Защита как способ сокрытия истины от самого себя и искажения реальности!
- Типы защит (подавление, вытеснение, изоляция, девальвация, интеллектуализация и др.)
- Психологические защиты и их выражение в образах (образы психологических защит, связанных с изоляцией, подавлением, вытеснением, расщеплением и т.д.)
- Практика работы с «замороженными» чувствами. Провокативное упражнение: «Путешествие в замороженную страну». Обмен впечатлениями в группе. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Обратная связь от группы. Работа в тройках (клиент, терапевт, наблюдатель) для освоения данной технологии работы с образами «замороженных» чувств. Помощь ведущего терапевта при затруднениях работы в микрогруппах. Анализ результатов и затруднений работы в большой группе. Обратная связь группы по итогам работы
- Практические занятия.
Те чувства, которые нам очень неприятны или отвергаются в нашей семье, мы стараемся подавить или вытеснить, чтобы вообще их не чувствовать. На самом деле они реально существуют и влияют на нас, но незаметным образом. Что такое, к примеру подавленный гнев? И как он сказывается на жизни человека. Что такое подавленный или вытесненный страх, стыд, вина?
- Мышечная броня и подавленные чувства (В. Райх). Примеры образов подавления и вытеснения, как психологических защит.
- Чем подавление чувств отличается от вытеснения
- Провокативные упражнения: «Вытесненные чувства» или «Возвращение утраченных частей Я». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего в использовании различных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- Причины возникновения психосоматических расстройств.
- Ведущие концепции психосоматики психодинамического направления (теория конверсии - З.Фрейд, теория вегетативного невроза - Ф. Александер, теория мышечного панциря – В.Райх и др.).
- Градация психосоматических проявлений от нормы до болезни. Классическая «Чикагская семерка» психосоматических расстройств. Расширение круга заболеваний, которые стали относить к психосоматическим.
- Исследовательское упражнение «Тело - цветок» и упражнение «Поток воды в теле», выявляющие и корректирующие психосоматические проблемы. Обмен впечатлениями.
- Практические занятия.
- Гнев и его функции, избыточный и неадекватный гнев.
- Десять психологических моделей возникновения гнева по Линде Н.Д.
- Проблема подавленного гнева и его последствий.
- Психологические и психосоматические проявления подавленного гнева.
- Методы безопасного высвобождения гнева в ЭОТ. Методы работы с гневом. Примеры из практики.
- Практическое упражнение для осознания и проработки гнева: «Знакомство с гневом».
- Практические занятия.
- Психологические модели обвинений и обид.
- Обида как сдержанное обвинение с помощью ограничения контактов с «обидчиком» в надежде пробудить в нем чувство вины, получить от него раскаяние и компенсацию.
- Спазм в теле для сдерживания чувств. Подавление чувств и дыхания.
- Корреляция обвинений и обид с психологическим и физическим здоровьем.
- Обида как детское шантажное чувство. Обида и обвинение как парадоксальное стремление получить любовь.
- Упражнения: «Образ обиды и то, на что вы согласны ее обменять»
- Практические занятия.
- Обиды и обвинения как результат мировоззрения, ориентированного на борьбу.
- Притча про «закорюченный собачий хвост».
- Как отказаться решать нерешаемую задачу, и реально улучшить свою жизнь.
- Примеры из практики.
- Упражнение «Человек во мне, который обвиняет и борется…» или «Тот, кого я хочу изменить, но не могу…»
- Практические занятия.
- Страх, фобия, тревога.
- Семь моделей, объясняющих происхождение фобий:
- Модель психологической травмы.
- Психоаналитические модели фобий.
- Кольцевая модель В.Франкла, метод парадоксальной интенции.
- Модель родительского предписания по Э.Берну.
- Модель скрытого суицида при предписании «не живи».
- Модель тревоги за ребенка.
- Истерические фобии.
- Модель возникновения панических атак.
- Работа на «горячем стуле» по запросу.
- Приемы и методы ЭОТ в работе с фобиями и паническими атаками.
- Практические занятия.
- Признаки и проявления депрессии. Существуют ли эндогенные депрессии?
- Современные психологические модели депрессивных состояний.
- Депрессия как следствие скрытых суицидальных намерений;
- Депрессия как результат подавления сильных чувств;
- Депрессия как результат чувства вины;
- Депрессия как результат психологической травмы;
- Депрессия как результат потери смысла жизни;
- Депрессия как результат потери;
- Депрессия как результат отказа от Эго-состояния Ребенка;
- Методы психологической работы с депрессивными клиентами в ЭОТ (работа с предписанием «не живи», работа с чувством долга и вины, с потерей и т.д.).
- Упражнение «Путешествие в мрачную страну». Обсуждение результатов упражнения.
- Работа на «горячем стуле» по запросу.
- Приемы и методы ЭОТ при работе с депрессивными состояниями
- Обратная связь от участников мастер-класса.
- Практические занятия.
- Стадии горевания
- Задачи терапии при работе с горем и утратами
- Методы психологической и терапевтической помощи при состоянии горя и утрате: Признание факта утраты,
- Незаконченные дела
- Прощальная церемония
- Оплакивание
- Приветствие нового дня
- Методы и приемы ЭОТ при работе с горем и утратами
- Работа на «горячем стуле» по запросу
- Обратная связь от участников мастер-класса.
- Практические занятия.
Философия ЭОТ для решения задач личностного роста (3 Ступень)
- Понятие вины и раскаяния с точки зрения ЭОТ.
- Психологические модели чувства вины
- Вина как самонаказание.
- Вина мнимая (воображаемая вина – как результат родительских предписаний; «миф о рождении»; вина «выжившего»; экзистенциальная вина; депрессия с «бредом вины»)
- Самонаказание как результат самообвинения
- Вина реальная – вина за реально совершенные действия с причинением «вреда» в настоящем или пошлом (причиненное «зло»).
- Раскаяние как самоизменение и отмена причиненного «зла». Метод возвращение «зла» себе при искреннем раскаянии и парадоксальное получение «благодати» в ответ.
- Экзистенциальное упражнение «Отмена содеянного «зла»», выявление скрытых личностных проблем.
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- Достоинство как противоположность стыду, как убежденность в своей безусловной значимости и самоценности.
- Причины стыда. Стыд как чувство своей «плохости» и даже дефектности.
- Стыд как результат интроецированной социальной оценки
- Стыд как результат психологической травмы
- Родительские предписания как источник стыда
- Роль сознания в возникновении стыда.
- Стыд как причина массы психических нарушений и основа негативного самоотношения.
- Упражнение «Образ стыда – Образ достоинства».
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- Зависть и ревность как результат комплекса неполноценности
- Зависть и ревность как результат желания получить то, что недоступно, но доступно для другого
- Ревность как результат родительского предписания
- Перенос детской ревности на сегодняшние отношения
- Ревность как проекция собственных сексуальных желаний
- «Бред» ревности
- Чтобы избавиться от ревности и зависти есть только один путь – развивать себя, свою личность, чтобы вернуть себе чувство полноценности и достоинства.
- Вместо зависти необходимо научиться восхищаться чужими достоинствами и развиваться на основе этих достоинств.
- Упражнение. Представьте на одном стуле зависть или ревность, на другом- чувство своего достоинства. Давайте больше энергии достоинству. Что происходит при этом с завистью или ревностью.
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- Теоретические материалы в статье «Духовный принцип не привязанности в ЭОТ».
- Виды привязанностей:
- привязанность к желаемому, но не достижимому;
- привязанность к надеждам и местам;
- привязанность к прошлому: хорошему или плохому;
- привязанность к страданию или травме;
- привязанность к вине и стыду;
- привязанность к комплексу неполноценности и образу неудачника;
- привязанность к родительским предписаниям, интроектам и т.д.
- Привязанность как причина страданий
- Избавление от привязанности через возвращение инвестиций. «Струну перетянешь – она лопнет, а не натянешь – не зазвучит!»
- Упражнение: «Два образа. На одном месте – то (образ), что вы хотите, но не можете отпустить; на другом – то (образ), от чего вы хотите избавиться, но не можете».
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- Любовь как понятие. Типы любви в греческой философии.
- Любовь как бескорыстная забота о другом в эгоистических целях (принцип «взаимности»).
- Любовь как поток энергии, направляемый к любимому для его процветания и развития.
- Давать и получать – естественный энергообмен в любви.
- Отличия любви от самопожертвования и жалости.
- Чем отличается любовь от зависимости (любовь и аддикция).
- Любовь и эмоциональные инвестиции. Переносные отношения и любовь.
- Понятие «продуктивная любовь» по Э. Фромму. Критерии.
- Упражнение: «Представьте образ Любви. Что, если Вы будете получать энергию от этого образа? А если Вы будете давать энергию этому образу? Что изменится в Вашем самочувствии?»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- Все предопределено? Или мы можем что-то изменить? А нужно ли менять?
- Настоящее предназначение согласовано с нашей душой. Ты не жертва, как в «Матрице».
- Следование своему предназначению – как высший способ самореализации.
- Для предназначения нет лучшего или худшего выбора, есть единственный возможный вариант.
- Критерии следования предназначению:
- вам нравится это дело, оно оставляет ощущение значимости и достоинства;
- у Вас хорошо получается, и Вы довольны собой (чувство полноценности);
- это дело полезное и продуктивное;
- вы способны работать ежедневно и постоянно, не надоедает и как бы не устаете;
- в процессе Вы уже испытываете удовлетворение и даже счастье, вдохновение и увлеченность;
- судьба Вас ведет и как бы «стелет Вам ковровую дорожку»;
- Вы ощущаете, что бросить это дело невозможно, это сродни предательству самого себя.
- Следовать своему предназначению – значит быть самим собой и реализовывать свой внутренний потенциал.
- Упражнение «Падающие слайды»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- Различные толкования понятия Судьба.
- Судьба как воля высших сил, карма.
- Судьба как оправдание своих неудач.
- Судьба как отговорка, чтобы не брать на себя ответственность.
- Судьба как результат и отражение нашего характера. «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу».
- Разница между понятиями Судьба и Жизненный путь, Предназначение
- Характер как стереотипное поведение
- Как препятствие «свободной» и успешной судьбе.
- Характер как комплекс психологических защит, препятствующих решению проблем и развитию.
- Характер и мышечный панцирь по В. Райху.
- Упражнение «Судьба (образ) и Характер (образ)». Психологическое исследование образов.
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- В норме и результат и процесс деятельности должны приносить человеку удовлетворение.
- Прокрастинация как отсутствие процесса и результата (причины прокрастинации)
- Некоторые люди стремятся только к результату, порой любой ценой, но получив его, не знают, что с ним делать.
- Другие ценят только процесс и не достигают результата. Как найти «золотую середину»?
- Упражнение «Процесс (образ) и Результат (образ)»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.
- Теория сновидений З. Фрейда. Основные психоаналитические подходы к анализу сновидений
- Теория К. Юнга и подходы работы со сновидениями в юнгинианском анализе
- Подходы работы со сновидениями в гештальт-терапии
- Работа со сновидениями в ЭОТ: отличие подходов и приемов работы от психоанализа, гештальт-терапии и юнгинианского анализа.
- Демонстрация приемов на горячем стуле с реальными снами участников группы
- Упражнение «Воображаемый сон"
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа «на горячем стуле» или в тройках.
- Супервизия. Помощь ведущего терапевта.
- Анализ и обсуждение полученного опыта. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.
- Практические занятия.