История
История создания Эмоционально-образной терапии
Эмоционально-образная терапия создавалась в конце 80-х, начале 90-х годов мною, Линде Николаем Дмитриевичем, во многом под впечатлением от немецкой гештальттерапии, с которой мы познакомились благодаря Борису Новодержкину, очень известному на сегодняшний день терапевту. Я в то время преподавал вместе с ним в Институте молодежи, который потом преобразовался в Московский Гуманитарный Университет, на факультете психологии. Борис свободно разговаривал на немецком, в то время Советский Союз еще не рухнул, но стал более открытой страной, что вызывало огромный интерес со стороны граждан Западных стран. Борис пригласил к нам немецких гештальыттерапевтов в сопровождении группы их клиентов и учеников, с условием, что члены их команды будут жить в домах наших участников, которых тоже набралось немало.
Когда я впервые увидел работу гештальттерапевтов, я понял, что хочу заниматься именно этим, что я нашел свой путь в жизни. НО! в отличие от гештальттерапии я решил создавать способы влияния на состояния тела, через образы этих состояний. Я обнаружил, что это действительно удается. Я назвал этот метод медитативной терапией. Например, если у человека болит голова, а образ этой боли выглядел как капкан, то я понимал, что человек бессознательно сжимал свою голову, например, чтобы лучше думать, как ему казалось. Тогда я предлагал ему мысленно сказать этому капкану: «А я больше не буду тебя сжимать. Разрешаю тебе думать свободно». Самое интересное, что капкан разжимался, а боль исчезала. Клиент недоуменно смотрел на меня и говорил: «Так не бывает!»
Эти первые успехи вдохновили меня, и я продолжал поиск. Я создал небольшой кружок тех, кого заинтересовал этот подход и придумывал новые упражнения и способы решения трудностей. Очень интересными оказались опыты с воображаемым звуком. Если что-то болит, то звук обязательно будет неприятным, негармоничным, скрипучим, например. Оказалось, если мысленно продолжать слушать этот звук, то он начинает самопроизвольно меняться в лучшую сторону, а боль синхронно с ним исчезает! Меня подобные результаты просто потрясали! А когда я подключил обонятельную модальность, то испытал полный восторг! Если человек представляет, как пахнет его боль в сердце, то запах неприятный, но довольно быстро он становится нейтральным, а потом запахом свежести и боль полностью проходит! Я посчитал этот факт открытием и всячески пытался распространять эти идеи!
Однако, развитию ЭОТ способствовало 2 других открытия. Во-первых, я понял, что интуитивно интерпретирую образы, которые создает клиент и это помогает мне понять, какой конфликт происходит в душе клиента, и как можно этот конфликт решить здесь и теперь, используя внутренние действия и слова клиента. Что приводит к исчезновению конфликта и гармонизации внутреннего мира и психосоматического состояния клиента при этом образ не нужно изгонять или переделывать, он сам меняется в соответствии с гармонизацией. Я понял, что мы вышли далеко за рамки гештальттерапии и других методов.
В-третьих, было понято, что для того, чтобы анализировать образ, его лучше бы представить отдельно от тела клиента, что дает возможность расспрашивать образ, как часть личности клиента, временно отождествляться с ним, чтобы понять происхождение и смысл чувств, воплощенных в образе. Но, отделить образ от себя, и представить его отдельно на стуле было порой очень сложно. Я придумал, что образ сразу можно представлять на отдельном стуле, и это получается гораздо проще. После этого, аналитическая часть работы стала проходить более легко и успешно. К этому времени мы поняли, что анализ является важнейшим и неотъемлемым процессом в нашей терапии, но он выходит за рамки психоанализа, хотя мы также исповедуем логику причины и следствия.
В начале упор делался на методы воздействия как бы на образ, теперь мы поняли, что воздействие идет на эмоциональное состояние, и, что основная работа – аналитическая, без которой нельзя правильно подобрать воздействие. Мы стали называть свой метод аналитически действенным.
Чтобы эффективно обучать новичков нашему методу, мы создали схему всей терапевтической работы, состоящей из 10 шагов, эта модель используется по сегодняшний день. А также мы создали теорию 6 типов основных внутриличностных конфликтов, которые надо обнаружить и решить. Это тоже сильно продвинуло процесс терапии и обучения терапии. Эта теория внутренних психодинамических конфликтов тоже используется и сейчас и составляет костяк теории ЭОТ.
В 1994 году я опубликовал первую брошюру, с описанием метода ЭОТ, но тогда еще с названием «Медитативная психотерапия», но именно с этого момента мы отсчитываем время официального существования ЭОТ, хотя формирование основного подхода произошло еще в 1991 году.
В 1998 году я сменил название на «Эмоционально-образная терапия», и открыл первый мастер-класс по обучению методу в МосГУ с этим названием. В дальнейшем развитие ЭОТ происходило с помощью накопления все новых приемов воздействия на эмоциональные состояния и конфликты и новых приемов быстрого анализа психологических проблем клиентов. Также нами были созданы типичные модели (или клише) того, как организованы те или иные психологические проблемы. Так, например, мы предложили 7 моделей (и в дальнейшем опубликовали) происхождения фобий. Потом мы раскрыли причины возникновения панических атак, депрессий, гнева, чувства вины или стыда… Эти модели сделали работу по созданию терапевтической гипотезы более легкой и точной. Они были опубликованы в моей книге «Психологическое консультирование» 2009г. Поэтому вся аналитическая работа стала происходить удивительно быстро и точно, что повысило эффективность работы начинающих терапевтов. После проверки гипотезы оставалось только применить те или иные приемы для решения обнаруженного конфликта и результат гарантированно достигался. Эти «чудеса» резко повысили авторитет ЭОТ среди психологического сообщества.
В 2004 году я опубликовал книгу «Эмоционально-образная терапия. Теория и практика». С точки зрения настоящего момента в этой книге еще был ряд недосказанности, недостаточно четко были даны все основы метода. Позднее, в 2015 году, я опубликовал новую книгу «Эмоционально-образная (аналитически действенная) терапия». На настоящее время она остается наиболее полным учебным пособием по изучению ЭОТ.
В 2006 году я был принят в состав Профессиональной психотерапевтической Лиги, мной была создана секция Эмоционально-образной терапии, руководителем которой я и являюсь по настоящее время.
Важнейшим открытием в ЭОТ было обнаружение нами механизма инвестирования в другого человека, в мечты и надежды чувств и частей личности, что являлось причиной возникновения эмоциональной зависимости. Оказалось, что обнаружение образа этих инвестиций и возвращение его обратно в тело субъекта, тут же освобождало последнего от зависимости и связанных с этим страданий и ограничений.
Огромное значение для развития ЭОТ имело творчество Тамары Петровны Смирновой, которая на основании этого метода построила целую систему работы с Внутренним Ребенком и Психосоматическими проблемами. Эти две ветви ЭОТ приобрели огромную популярность и позволили решать множество терапевтических задач.
В настоящее время ЭОТ является бурно развивающейся модальностью психодинамической психотерапии, количество обученных нами специалистов расширяется с большой скоростью. Создан «Центр ЭОТ» в Москве в 2011 году, потом возникли центры в Нижнем Новгороде, Казани и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Однако, такое ускоренное развитие чревато искажениями при передаче изначального учения, с чем мы, к сожалению, уже неоднократно сталкивались. Поэтому для сохранения чистоты учения и поднятия его авторитета был создан Институт Эмоционально-образной терапии Николая Линде». Здесь сосредоточены родоначальники и основные специалисты этого метода. Здесь рождаются основные новинки.
Суммируя, можно сказать, что ЭОТ создавалась как многоплановое учение, в котором:
- есть своя теория о роли хронических эмоциональных состояний
- теория внутренних конфликтов 6-ти типов, теория эмоциональных инвестиций
- теория эмоций как проявлений энергии, система приемов анализа образов и их интерпретаций
- словарь образов, проверенный на опыте
- множество моделей, объясняющих происхождение различных психологических проблем
- многие выработанные за годы практики методы воздействия на эмоциональные состояния, приводящие к исчезновению внутренних конфликтов и созданию позитивного состояния вместо негативного
- набор специальных имагинативных упражнений, направленных на самопознание и открытие неосознаваемых проблем
- философия жизни, позволяющая вести клиента к счастью и здоровью, преодолевая трудности