После успешного завершения обучения, вы получаете диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, который дает вам право на профессиональную деятельность в области практической психологии.
Программа «Общая теория травмы. Структура травмированной личности. Виды травм по возрастам (от внутриутробного периода до взрослости). Основные принципы, техники и методы эмоционально-образной терапии в работе с травмами» (1 ступень)
Авторы и ведущие курса: Шкуропатская Наталья Владимировна, Егорова Марина Сергеевна
Курс для эмоционально-образных терапевтов, желающих повысить свою квалификацию и профессиональные компетенции в области работы с разными видами психологических травм. Программа для тех, кто прошел 3 ступени базового курса по эмоционально-образной терапии.
В результате прохождения курса, обучающиеся сформируют четкую структуру знаний по теории травмы, овладеют навыками различать проявления тех или иных видов травм в процессе терапии, научатся формулировать терапевтическую гипотезу и эффективно применять методы и техники эмоционально-образной терапии при работе с травмами.
Всего 3 образовательные программы (ступени) по 48 академических часов. Каждая образовательная программа (ступень) включает 3 модуля по 16 академических часов.
Стоимость каждой программы (ступени) – 45 000 Руб
При оплате за всю ступень сразу– скидка 5% - 42750 Руб
Возможна оплата за каждый модуль:
1-й модуль – 15000 Руб
2-й модуль – 15000 Руб
3-й модуль – 15000 Руб
Продолжительность обучения на каждой программе – 3 месяца.
График обучения – занятия проходят в зависимости от расписания модульно.
Формат обучения – обучение проходит в режиме реального времени на платформе зум или очно. Студентам предоставляются записи занятий.
Курс предназначен для практикующих психологов, клинических психологов, коучей, организационных психологов, окончивших 3 ступени базового курса ЭОТ.
Зачеты – по окончании каждой программы.
По итогам обучения – за каждую программу выдается УДОСТОВЕРЕНИЕ о повышении квалификации (образца, установленного Минобрнауки)
На каждом занятии:
- теория по теме занятия, примеры клиентских случаев, ответы на вопросы
- выполнение диагностического упражнения ЭОТ
- обсуждение результатов упражнения, обратная связь преподавателя
- «горячие стулья» по результатам обсуждения: проводит преподаватель с участниками группы, ответы на вопросы
- работа участников в двойках или тройках
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ:
- Обучение работе с травмами подается именно в методе эмоционально-образной терапии Н.Д. Линде. Заимствованные теории полностью адаптированы для работы методами и техниками эмоционально-образной терапии и согласуются с основными принципами ЭОТ.
- Весь материал четко структурирован, что позволит студентам «разложить по полочкам» уже имеющиеся знания, встроить новые и начать закреплять их на практике.
- Подача сложного материала доступным языком, с примерами, раскрывающими суть теории.
- По каждому виду травмы даются готовые алгоритмы, которые можно адаптировать под свои терапевтические случаи.
- После каждого занятия - закрепление на практике навыков работы с разными видами травм.
- Дружественная, открытая атмосфера в группе.
Программа курса
Программа «Общая теория травмы. Структура травмированной личности. Виды травм по возрастам (от внутриутробного периода до взрослости). Основные принципы, техники и методы эмоционально-образной терапии в работе с травмами» (1 ступень).
Теоретическая часть:
- Понятие психологической травмы и стресса, их сравнительные характеристики.
- Физиология травмы. Стадии развития травматического процесса.
- Условия возникновения травмы и виды травмирующих воздействий.
- Ядро травмы, первичная травма и ретравматизация.
- Симптомы травмы. Понятие травматического сцепления. Сверхсцепленные и слабосцепленные симптомы.
- Теория травмы с точки зрения ЭОТ. Типы внутриличностных конфликтов. Неразрешимый конфликт и эмоциональная фиксация как условия для возникновения травмы.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Поврежденный предмет».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными травмами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы (определение типа конфликта и травмы), обоснование применения техник и методов ЭОТ в работе.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Типология травм: типы (шоковая травма, травма развития), виды травм.
- Типы организации личности травматика: невротическая, пограничная, психотическая. Характерные особенности и проявления.
- Основной принцип ЭОТ при работе с травмой: любовь и вера в силы и ресурсы личности вместо жалости.
- Воронка травмы и воронка исцеления, травматический цикл.
- Ресурсы внутренние и внешние. Сравнительный анализ. Микротехники ресурсирования.
- Стратегия и тактика краткосрочной и долгосрочной работы с травмой в ЭОТ.
- Основные методы ЭОТ для работы с травмой: возврат травмирующего воздействия, возврат утраченных частей личности.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Забытые ресурсы» (Н.Д. Линде).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Анализ приемов работы с ресурсами (показать разницу между внешними и внутренними ресурсами, показать «дыры», в которые утекает ресурс).
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат травмирующего воздействия, возврат утраченных частей личности. Изучение на практике принципа ЭОТ: любовь и вера в силы и ресурсы личности вместо жалости.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие травмированной личности. Признаки и характерные черты травмированной личности. Индивидуальная виктимность и восприимчивость к травме.
- Структура травмированной личности: здоровая, выживающая и травмированные части. Виды и стратегии поведения.
- Травмирующее воздействие, понятие, типы.
- Травмированная часть личности: понятие жертвы, типы жертв и их проявления, виды виктимности. Психологический портрет жертвы и способы взаимодействия с миром.
- Беспомощность, как базовое состояние жертвы, понятие, виды и способы работы в ЭОТ.
- Здоровые части личности: понятие, характеристики, признаки. Их влияние на процесс терапии.
- Основной принцип ЭОТ в работе с травмированными частями личности: любовь вместо жалости. Основные методы: возврат травмирующего воздействия, усиление слабых частей.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Беспомощное существо» (Н.Д. Линде).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Анализ приемов работы с беспомощностью/травмированными частями (выделить образ травмирующего воздействия, показать механизм, на котором оно удерживается травмированной частью).
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат травмирующего воздействия, усиление слабой части личности. Изучение на практике принципа ЭОТ: любовь вместо жалости к себе.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Идентификация с агрессором, как механизм выживающей структуры. Формирование «внутреннего агрессора», виды его проявления в структуре личности. Примеры образов «внутреннего агрессора» из клиентских случаев.
- Адаптивные части личности: понятие, характеристики, задачи и механизмы внутреннего устройства. Типы адаптации и способы их обеспечения. Примеры образов адаптивных частей из клиентских случаев.
- Саботажные части личности: понятие, характеристики, внутренние задачи и способы реагирования. Виды внутреннего саботажника и стратегии реализации. Примеры образов саботажных частей из клиентских случаев. Основной принцип ЭОТ при работе с саботажником: примирение вместо борьбы.
- Психологические защиты и совладающее поведение при травме. Понятие, виды, проявления в терапевтическом процессе, часто встречающиеся образы. Принципы и техники ЭОТ в работе с психологическими защитами: принятие вместо отбрасывания, трансформация против уничтожения.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Круг послушания» (Н.Д. Линде).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы (тип реакции: адаптация или саботаж, выявление механизмов психологических защит).
- Обоснование использования методов и техник ЭОТ (показать связку интроекта агрессора с травмированной частью, выйти на детское решение). Изучение на практике принципа ЭОТ: примирение вместо борьбы.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Стадии развития плода. Базовые потребности.
- Функционирование системы «Мать и дитя»: физиологические и психологические особенности.
- Внутренние и внешние травмирующие факторы.
- Угроза прерывания беременности. Недонашивание и перенашивание. Травмы при многоплодной беременности.
- Базовые перинатальные матрицы С.Грофа.
- Процесс рождения по О.Ранку.
- Внутренние и внешние травмирующие факторы.
- Скоротечные и затяжные роды, застревание в родовых путях. Обвитие пуповиной, ягодичное и боковое предлежание, анестезия в родах. Кесарево сечение, выдавливание, щипцы, прокалывание пузыря, медикаментозная стимуляция родовой деятельности. Угроза жизни или смерть матери во время родов.
- Травмы постродовые: скорое перерезание пуповины, яркий свет, холод, грубое обращение медперсонала.
- Характеристики и симптомы внутриутробных и родовых травм.
- Примеры образов, указывающих на наличие внутриутробной травмы или травмы рождения из клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Существо в пещере» или «Выход в мир».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы и анализ приемов работы (вид внутриутробной травмы, показать механизм удержания травмы: какие потребности не были удовлетворены, какие предписания были получены, какое решение принял ребенок).
- Демонстрация методов и техник работы ЭОТ с внутриутробной травмой и травмой рождения: снятие вины за рождение, возврат травмирующего воздействия, возврат утраченных частей, простое и парадоксальное разрешение, контрпредписание.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие детской травмы и ее последствия во взрослом возрасте.
- Базовые потребности ребенка, их недостаточное удовлетворение или искажение как травмирующее явление. Отличие Критикующего родителя от Заботящегося родителя и их влияние на ребенка и его развитие.
- Стадии развития ребенка, доминирующие возрастные потребности и травмирующие факторы, нарушающие развитие.
- Младенчество (0-1 года). Основные задачи этапа развития и необходимые условия для гармоничного формирования. Виды травм младенчества, характерные признаки и проявления. Особенности работы, техники и методы ЭОТ с травмами младенчества.
- Раннее детство (1-3 года). Особенности восприятия себя и восприятия окружения. Основные задачи этапа развития, формирование необходимых навыков и способов взаимодействия с окружающей средой. Виды ранних детских травм, характерные признаки и проявления. Особенности работы, методы и техники ЭОТ с ранними детскими травмами.
- Дошкольный возраст (3-7 лет). Общие задачи периода, вызовы и необходимые навыки. Формирование поло-ролевой идентификации и возможные негативные факторы влияющие на данные процессы. Виды травм этого периода.
- Младший школьный возраст (7-12 лет). Основные формирующиеся качества личности и задачи периода, вызовы и способы их преодоления. Возможные травмирующие воздействия и виды травм на этой стадии.
- Подростковый возраст (12-15 лет). Характерные признаки и задачи этого периода развития. Вызовы и сложности проживания. Травмирующие факторы и виды травм этого периода.
- Юность (16-19 лет). Главные задачи этапа и необходимые условия для их реализации. Вызовы и возможные травмирующие факторы.
- Особенности работы ЭОТ с травмами каждого возрастного периода.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Первые шаги» или «На руках у матери» (Смирнова Т.П.).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы и анализ приемов работы (определение вида травмы, показать механизм удержания травмы: какие потребности не были удовлетворены, какие предписания были получены, какое решение принял ребенок).
- Изучение на практике основных принципов ЭОТ при работе с детской травмой: Свобода вместо навязчивого контроля; Помоги ребенку стать собой, а не тобой; Принцип уважения личности ребенка.
- Демонстрация методов и техник работы с детскими травмами в ЭОТ: возврат вложенных родительских ожиданий и чувств, как способ обретения автономности; возврат травмирующего воздействия, отмена родительских предписаний, разрешение получать любовь и заботу, поддержка и принятие своего внутреннего ребенка.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.