После успешного завершения обучения, вы получаете диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, который дает вам право на профессиональную деятельность в области практической психологии.
Курс повышения квалификации «Работа с психологическими травмами в эмоционально-образной терапии»
Авторы и ведущие курса: Шкуропатская Наталья Владимировна, Егорова Марина Сергеевна
Курс для эмоционально-образных терапевтов, желающих повысить свою квалификацию и профессиональные компетенции в области работы с разными видами психологических травм. Программа для тех, кто прошел 3 ступени базового курса по эмоционально-образной терапии.
В результате прохождения курса, обучающиеся сформируют четкую структуру знаний по теории травмы, овладеют навыками различать проявления тех или иных видов травм в процессе терапии, научатся формулировать терапевтическую гипотезу и эффективно применять методы и техники эмоционально-образной терапии при работе с травмами.
Всего 3 образовательные программы (ступени) по 48 академических часов. Каждая образовательная программа (ступень) включает 3 модуля по 16 академических часов.
Стоимость каждой программы (ступени) – 45 000 Руб
При оплате за всю ступень сразу– скидка 5% - 42750 Руб
Возможна оплата за каждый модуль:
1-й модуль – 15000 Руб
2-й модуль – 15000 Руб
3-й модуль – 15000 Руб
Продолжительность обучения на каждой программе – 3 месяца.
График обучения – занятия проходят в зависимости от расписания модульно.
Формат обучения – обучение проходит в режиме реального времени на платформе зум или очно. Студентам предоставляются записи занятий.
Курс предназначен для практикующих психологов, клинических психологов, коучей, организационных психологов, окончивших 3 ступени базового курса ЭОТ.
Зачеты – по окончании каждой программы.
По итогам обучения – за каждую программу выдается УДОСТОВЕРЕНИЕ о повышении квалификации (образца, установленного Минобрнауки)
На каждом занятии:
- теория по теме занятия, примеры клиентских случаев, ответы на вопросы
- выполнение диагностического упражнения ЭОТ
- обсуждение результатов упражнения, обратная связь преподавателя
- «горячие стулья» по результатам обсуждения: проводит преподаватель с участниками группы, ответы на вопросы
- работа участников в двойках или тройках
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ:
- Обучение работе с травмами подается именно в методе эмоционально-образной терапии Н.Д. Линде. Заимствованные теории полностью адаптированы для работы методами и техниками эмоционально-образной терапии и согласуются с основными принципами ЭОТ.
- Весь материал четко структурирован, что позволит студентам «разложить по полочкам» уже имеющиеся знания, встроить новые и начать закреплять их на практике.
- Подача сложного материала доступным языком, с примерами, раскрывающими суть теории.
- По каждому виду травмы даются готовые алгоритмы, которые можно адаптировать под свои терапевтические случаи.
- После каждого занятия - закрепление на практике навыков работы с разными видами травм.
- Дружественная, открытая атмосфера в группе.
Программа курса
Программа «Общая теория травмы. Структура травмированной личности. Виды травм по возрастам (от внутриутробного периода до взрослости). Основные принципы, техники и методы эмоционально-образной терапии в работе с травмами» (1 ступень).
Теоретическая часть:
- Понятие психологической травмы и стресса, их сравнительные характеристики.
- Физиология травмы. Стадии развития травматического процесса.
- Условия возникновения травмы и виды травмирующих воздействий.
- Ядро травмы, первичная травма и ретравматизация.
- Симптомы травмы. Понятие травматического сцепления. Сверхсцепленные и слабосцепленные симптомы.
- Теория травмы с точки зрения ЭОТ. Типы внутриличностных конфликтов. Неразрешимый конфликт и эмоциональная фиксация как условия для возникновения травмы.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Поврежденный предмет».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными травмами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы (определение типа конфликта и травмы), обоснование применения техник и методов ЭОТ в работе.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Типология травм: типы (шоковая травма, травма развития), виды травм.
- Типы организации личности травматика: невротическая, пограничная, психотическая. Характерные особенности и проявления.
- Основной принцип ЭОТ при работе с травмой: любовь и вера в силы и ресурсы личности вместо жалости.
- Воронка травмы и воронка исцеления, травматический цикл.
- Ресурсы внутренние и внешние. Сравнительный анализ. Микротехники ресурсирования.
- Стратегия и тактика краткосрочной и долгосрочной работы с травмой в ЭОТ.
- Основные методы ЭОТ для работы с травмой: возврат травмирующего воздействия, возврат утраченных частей личности.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Забытые ресурсы» (Н.Д. Линде).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Анализ приемов работы с ресурсами (показать разницу между внешними и внутренними ресурсами, показать «дыры», в которые утекает ресурс).
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат травмирующего воздействия, возврат утраченных частей личности. Изучение на практике принципа ЭОТ: любовь и вера в силы и ресурсы личности вместо жалости.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие травмированной личности. Признаки и характерные черты травмированной личности. Индивидуальная виктимность и восприимчивость к травме.
- Структура травмированной личности: здоровая, выживающая и травмированные части. Виды и стратегии поведения.
- Травмирующее воздействие, понятие, типы.
- Травмированная часть личности: понятие жертвы, типы жертв и их проявления, виды виктимности. Психологический портрет жертвы и способы взаимодействия с миром.
- Беспомощность, как базовое состояние жертвы, понятие, виды и способы работы в ЭОТ.
- Здоровые части личности: понятие, характеристики, признаки. Их влияние на процесс терапии.
- Основной принцип ЭОТ в работе с травмированными частями личности: любовь вместо жалости. Основные методы: возврат травмирующего воздействия, усиление слабых частей.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Беспомощное существо» (Н.Д. Линде).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Анализ приемов работы с беспомощностью/травмированными частями (выделить образ травмирующего воздействия, показать механизм, на котором оно удерживается травмированной частью).
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат травмирующего воздействия, усиление слабой части личности. Изучение на практике принципа ЭОТ: любовь вместо жалости к себе.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Идентификация с агрессором, как механизм выживающей структуры. Формирование «внутреннего агрессора», виды его проявления в структуре личности. Примеры образов «внутреннего агрессора» из клиентских случаев.
- Адаптивные части личности: понятие, характеристики, задачи и механизмы внутреннего устройства. Типы адаптации и способы их обеспечения. Примеры образов адаптивных частей из клиентских случаев.
- Саботажные части личности: понятие, характеристики, внутренние задачи и способы реагирования. Виды внутреннего саботажника и стратегии реализации. Примеры образов саботажных частей из клиентских случаев. Основной принцип ЭОТ при работе с саботажником: примирение вместо борьбы.
- Психологические защиты и совладающее поведение при травме. Понятие, виды, проявления в терапевтическом процессе, часто встречающиеся образы. Принципы и техники ЭОТ в работе с психологическими защитами: принятие вместо отбрасывания, трансформация против уничтожения.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Круг послушания» (Н.Д. Линде).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы (тип реакции: адаптация или саботаж, выявление механизмов психологических защит).
- Обоснование использования методов и техник ЭОТ (показать связку интроекта агрессора с травмированной частью, выйти на детское решение). Изучение на практике принципа ЭОТ: примирение вместо борьбы.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Стадии развития плода. Базовые потребности.
- Функционирование системы «Мать и дитя»: физиологические и психологические особенности.
- Внутренние и внешние травмирующие факторы.
- Угроза прерывания беременности. Недонашивание и перенашивание. Травмы при многоплодной беременности.
- Базовые перинатальные матрицы С.Грофа.
- Процесс рождения по О.Ранку.
- Внутренние и внешние травмирующие факторы.
- Скоротечные и затяжные роды, застревание в родовых путях. Обвитие пуповиной, ягодичное и боковое предлежание, анестезия в родах. Кесарево сечение, выдавливание, щипцы, прокалывание пузыря, медикаментозная стимуляция родовой деятельности. Угроза жизни или смерть матери во время родов.
- Травмы постродовые: скорое перерезание пуповины, яркий свет, холод, грубое обращение медперсонала.
- Характеристики и симптомы внутриутробных и родовых травм.
- Примеры образов, указывающих на наличие внутриутробной травмы или травмы рождения из клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Существо в пещере» или «Выход в мир».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы и анализ приемов работы (вид внутриутробной травмы, показать механизм удержания травмы: какие потребности не были удовлетворены, какие предписания были получены, какое решение принял ребенок).
- Демонстрация методов и техник работы ЭОТ с внутриутробной травмой и травмой рождения: снятие вины за рождение, возврат травмирующего воздействия, возврат утраченных частей, простое и парадоксальное разрешение, контрпредписание.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие детской травмы и ее последствия во взрослом возрасте.
- Базовые потребности ребенка, их недостаточное удовлетворение или искажение как травмирующее явление. Отличие Критикующего родителя от Заботящегося родителя и их влияние на ребенка и его развитие.
- Стадии развития ребенка, доминирующие возрастные потребности и травмирующие факторы, нарушающие развитие.
- Младенчество (0-1 года). Основные задачи этапа развития и необходимые условия для гармоничного формирования. Виды травм младенчества, характерные признаки и проявления. Особенности работы, техники и методы ЭОТ с травмами младенчества.
- Раннее детство (1-3 года). Особенности восприятия себя и восприятия окружения. Основные задачи этапа развития, формирование необходимых навыков и способов взаимодействия с окружающей средой. Виды ранних детских травм, характерные признаки и проявления. Особенности работы, методы и техники ЭОТ с ранними детскими травмами.
- Дошкольный возраст (3-7 лет). Общие задачи периода, вызовы и необходимые навыки. Формирование поло-ролевой идентификации и возможные негативные факторы влияющие на данные процессы. Виды травм этого периода.
- Младший школьный возраст (7-12 лет). Основные формирующиеся качества личности и задачи периода, вызовы и способы их преодоления. Возможные травмирующие воздействия и виды травм на этой стадии.
- Подростковый возраст (12-15 лет). Характерные признаки и задачи этого периода развития. Вызовы и сложности проживания. Травмирующие факторы и виды травм этого периода.
- Юность (16-19 лет). Главные задачи этапа и необходимые условия для их реализации. Вызовы и возможные травмирующие факторы.
- Особенности работы ЭОТ с травмами каждого возрастного периода.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Первые шаги» или «На руках у матери» (Смирнова Т.П.).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы и анализ приемов работы (определение вида травмы, показать механизм удержания травмы: какие потребности не были удовлетворены, какие предписания были получены, какое решение принял ребенок).
- Изучение на практике основных принципов ЭОТ при работе с детской травмой: Свобода вместо навязчивого контроля; Помоги ребенку стать собой, а не тобой; Принцип уважения личности ребенка.
- Демонстрация методов и техник работы с детскими травмами в ЭОТ: возврат вложенных родительских ожиданий и чувств, как способ обретения автономности; возврат травмирующего воздействия, отмена родительских предписаний, разрешение получать любовь и заботу, поддержка и принятие своего внутреннего ребенка.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Программа «Травмы привязанности. Травмы идентичности. Поло-ролевые травмы. Травмы насилия. Особенности и методы работы в эмоционально-образной терапии» (2 ступень).
Теоретическая часть:
- Общая теория привязанности Дж.Боулби и М.Эйнсворт.
- Тревожный тип привязанности: условия формирования, характеристики. Понятие эмоциональной зависимости, созависимости, симбиотических отношений.
- Избегающий тип привязанности: условия формирования, характеристики. Контрзависимость – как обратная сторона зависимости.
- Надежный тип привязанности и возможности ЭОТ в его формировании.
- Особенности и алгоритмы работы ЭОТ с разными типами привязанности.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Одиночество и близость» (Линде Н.Д.).
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы и анализ приемов работы (тип привязанности, выход на связку интроект родителя-травмированный ребенок, определение типа родителя, его мотивов, детское решение).
- Демонстрация в работе применения техники ЭОТ: возврат эмоциональных инвестиций. Изучение на практике принципа ЭОТ: автономность вместо зависимости.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Травма отвержения: понятие, условия возникновения, психологический портрет отверженного, компенсаторные и защитные механизмы. Особенности взаимодействия в терапевтическом процессе, перенос и контрперенос. Типы отвергающего родителя в зависимости от мотивов и характерных особенностей, виды травмирующих воздействий. Особенности работы с чувствами отвержения, отвращения и стыда в ЭОТ.
- Травма покидания: понятие, условия возникновения, психологический портрет покинутого, компенсаторные и защитные механизмы. Особенности взаимодействия в терапевтическом процессе, перенос и контрперенос. Типы покидающего родителя в зависимости от мотивов и характерных особенностей, виды травмирующих воздействий. Особенности работы с чувствами ненужности, брошенности и жалости к себе в ЭОТ.
- Травма предательства: понятие, условия возникновения, психологический портрет пережившего предательство, компенсаторные и защитные механизмы. Особенности взаимодействия в терапевтическом процессе, перенос и контрперенос. Типы предающего родителя в зависимости от мотивов и характерных особенностей, виды травмирующих воздействий. Особенности работы в ЭОТ с чувствами гнева и обиды, со стремлением обвинять других.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Тот, кого предали».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными травмами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы и анализ приемов работы (тип травмы привязанности, выход на связку родитель-ребенок, определение типа родителя, его мотива, выход на механизм удержания травмы: неудовлетворенная потребность, ожидания и надежды, принятое детское решение).
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат вложенных надежд и ожиданий, поддержка внутреннего ребенка. Изучение на практике принципа ЭОТ: автономность вместо зависимости.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие личности, главные составляющие ее элементы. Условия формирования, проявления и раскрытия личности человека. Вызовы, ограничения и препятствия на пути становления. Травмирующие факторы и воздействия, повреждающие суть личности человека. Основной принцип ЭОТ при работе с травмой идентичности - уважение личности человека.
- Собственная жизнь, тело, границы как основы для развития личности человека, признаки здорового состояния. Поврежденные психологические границы личности, диагностика, методы и техники работы в ЭОТ.
- Понятие самоценности, ее важность в структуре здоровой личности. Условия формирования внутренней ценности. Травмированная самоценность и ее проявления. Работа с травмированной внутренней ценностью в ЭОТ.
- Чувство собственной важности и собственного достоинства, понятие, условия формирования и значение для раскрытия личности человека. Признаки травмированного чувства собственной важности и собственного достоинства.
- Понятие идентичности, ее разновидности и проявления в жизни человека. Здоровая идентичность. Кризисы идентичности. Травмированная идентичность, виды нарушений.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Ложное Я и истинное Я» (Линде Н.Д.)
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы и анализ приемов работы (выход на связку интроект агрессора-травмированная часть, уточнение мотива агрессора, выход на механизм удержания травмы: чувства, неудовлетворенная потребность, ожидания и надежды, принятое собственное решение).
- Демонстрация основных методов ЭОТ в работе с травмами идентичности: возврат травмирующего воздействия, отказ от подчинения, возврат утраченного достоинства, признание собственной ценности.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Поло-ролевая идентичность, понятие, основные составляющие, этапы формирования.
- Условия формирования мужской идентичности. Здоровое проявление. Этапы становления. Эдипов комплекс и половая идентичность. Влияние отцовской и материнской фигур, их качеств на формирование поло-ролевой идентичности мужчины. Травмированная мужественность, проявления, виды мужских травм.
- Основные мужские роли, характеристики, травмирующие факторы.
- Женская идентичность. Этапы становления. Необходимые условия для формирования здоровой женственности. Комплекс Электры и половая идентичность. Роль отца и матери, их качеств в формировании поло-ролевой идентичности женщины. Травмированная женственность, проявления, виды женских травм.
- Основные женские роли, характеристики, травмирующие факторы.
- «Сутра о женственности и мужественности» Н.Д. Линде.
- Особенности работы в ЭОТ с травмами женственности и мужественности.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Дочь, мать, женщина»/ «Сын, отец, мужчина».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: перераспределение акций, разоблачение, возвращение женственности (мужественности), конверсия, контрпредписание, право быть своего пола, возврат к своей истиной природе.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие насилия, виды, характеристики.
- Эмоциональные реакции на насилие.
- Защитные реакции психики на насилие.
- Психологические, соматические и поведенческие проявления последствий насилия.
- Физическое насилие, характерные особенности, виды, мотивы воздействия.
- Сексуальное насилие, характерные особенности, виды, мотивы воздействия.
- Психологическое насилие, абьюз, буллинг.
- Особенности работы с чувствами боли, отвращения, стыда и страха в ЭОТ.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Страна наказаний» (Линде Н.Д.)
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными травмами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы (определение вида травмы, выход на связку интроект агрессора-травмированный ребенок, показать механизм удержания травмирующего воздействия).
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат травмирующего воздействия/намерения, возврат утраченных частей личности, отпор преследователю, разотождествление с образом агрессора, признание собственных прав и свобод.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- ПТСР. Природа пост-травматического стресса, особенности работы с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
- Диссоциация. Понятие, виды, причины формирования, способы диагностики. Структурная диссоциация: первичная, вторичная, третичная. Расстройство множественной идентичности.
- Самоотчуждение и формирование «ложного Я».
- Характерологические особенности жертв насилия.
- Принципы и алгоритмы работы ЭОТ с долгосрочными последствиями травм насилия.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Страна забвения» (Линде Н.Д.)
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными травмами на горячем стуле.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Программа «Травмы утрат. Системные травмы. Коллективные травмы. Трансгенерационные травмы. Экзистенциальные травмы. Особенности и методы работы в эмоционально-образной терапии» (3 ступень).
Теоретическая часть:
- Понятие и признаки травмы утраты. Виды утрат. Задачи терапии при работе с горем и утратой.
- Горевание: понятие, признаки. Стадии горевания их задачи и характерные признаки. Виды горевания. Острое горе и сопровождение в нем. Нормальное горе. Патологичное горе и причины застревания.
- Потеря смысла, как часть процесса утраты и работа по его возвращению.
- Объекты утрат, особенности проживания и влияние на жизнь человека
- Травма утраты в связи со смертью близких. Травма утраты домашних животных. Особенности процесса горевания при утрате близких.
- Травма утраты ребенка: аборт, выкидыш, бесплодие, преждевременный уход, неизлечимые болезни. Виды горевания: открытое, скрытое, вытесненное и важные аспекты работы с ними.
- Особенности работы с чувствами горя, печали и безнадежности в ЭОТ.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Утраченное, но не отпущенное».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: разотождествление с умершими, возврат своих частей, ушедших за умершим; возврат ожиданий и надежд, созерцание дождя.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Травма утраты в связи с расставанием, разводом. Стадии процесса расставания. Основные фокусы в работе с утратой отношений и семьи.
- Травма утраты значимых объектов: дом, деньги, бизнес, проекты. Прокрастинация, как результат горевания по нереализованным планам. Важные аспекты в работе с утратой материальных благ.
- Травма утраты функциональности органов тела или утраты конечностей, травма в связи инвалидностью. Утрата здоровья и трудоспособности. Дезориентация и дезадаптация как реакция на утрату физической полноценности. Чувство жалости и беспомощность как отягощающий фактор в работе с инвалидностью, особенности работы с ними в ЭОТ.
- Травма утраты социального статуса. Разновидности социальных статусов их роль в жизни людей и механизмы формирования. Виды утрат социального статуса и их влияние на жизнь человека. Методы работы с ними.
- Травма утраты в связи с иммиграцией, переездом. Добровольный переезд и вынужденный переезд. Беженцы, фокус в работе с комплексной утратой. Основные сложности адаптации к новой среде. Характерные психосоматические симптомы.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Потерянный предмет».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Изучение на практике основного принципа ЭОТ при работе с травмами утраты – автономность и непривязанность вместо зависимости и слияния.
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат эмоциональных инвестиций, вложенных чувств, надежд и ожиданий, усиление и поддержка слабых частей, созерцание дождя, метода «разожми лапку».
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие, характеристики, условия и травмирующие факторы. Человек – как часть системы семейной, родовой, национальной, гражданской, религиозной и т.п.
- Системная травма: инцест, убийства и преступления внутри семьи, религиозные расколы. Сокрытие правды и замалчивание – как основные механизмы удержания системной травмы. Особенности работы.
- Коллективная травма: геноцид, война, гражданская война, эпидемии. Потребность в принадлежности – как механизм удержания коллективной травмы. Особенности работы.
- Участники системной и коллективной травмы: жертва, агрессор, соучастник, свидетель. Характерные особенности, общие динамики.
- Конфликт идентичностей между я-индивид и я-член группы.
- Основные принципы работы ЭОТ с системными и коллективными травмами: индивидуальность вместо коллективности; автономность вместо зависимости; примирение с миром вместо борьбы.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Образ природной семейной системы и образ реальной семейной системы» (Смирнова Т.П.)
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными травмами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы (определение типа травмы, выявление основного механизма удержания травмы).
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат вложенных надежд и ожиданий, поддержка внутреннего ребенка. Изучение на практике принципа ЭОТ: автономность вместо зависимости.
- • Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие, особенности, проявления трансгенерационных травм.
- Виды трансгенерационных травм, их характеристики.
- Механизмы «передачи» трансгенерационной травмы, взаимосвязь поколений в роду.
- Потребность в принадлежности и страх отвержения. Негласные «договоренности» и «контракты» между поколениями, смешение ролей и попытки занять «чужое место» в роду.
- Принципы ЭОТ в работе с трансгенерационными травмами: автономность вместо зависимости, ответственность вместо долга.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Диагностическое упражнение «Наследство».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными травмами на горячем стуле.
- Объяснение формулировки гипотезы (как ситуации и отношения в настоящем клиента связаны с ситуациями из прошлого его предков, определение механизма передачи трансгенерационной травмы, выход на связку травмированная часть предка-травмированная часть ребенка, выявление чувств ребенка, которые фиксируют травму).
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: разотождествление с образами предков, возврат чужих чувств, передача ответственности непосредственным участникам, отказ от самообвинений.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
Теоретическая часть:
- Понятие экзистенциальной травмы. Виды экзистенциальных травм.
- Ситуации смертельной угрозы и их влияния на жизнь человека. Участие в боевых действиях, заложники, выжившие под обстрелом, и т.п.
- Пограничные ситуации на грани жизни и смерти: реанимация, клиническая смерть, утопление, ДТП.
- Свидетель смерти, как отдельный тип травмы. Признаки травмированности чужой смертью или болезнью.
- Старение и утрата молодости, как экзистенциальная травма. Характерные страхи и ограничения. Горевание по уходящей молодости и возможностям.
- Сожаления, виды сожалений. Травматичный опыт собственных ошибок. Фатализм и волюнтаризм как последствия экзистенциальной травмы.
- Экзистенциальный кризис, понятие, причины формирования, симптомы и стадии.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
Практическая часть:
- Упражнение «То, над чем вы не властны и то, чем вы можете управлять».
- Обмен результатами упражнения и впечатлениями в группе, анализ и трактовка образов.
- Работа с выявленными проблемами на горячем стуле.
- Изучение на практике основного принципа ЭОТ в работе с экзистенциальными травмами: Любовь и счастье вместо жалости к себе и уныния.
- Демонстрация в работе применения техник ЭОТ: возврат травмирующего воздействия, возврат утраченных частей, созерцание дождя, возвращение ответственности, высвобождение энергии чувств, парадоксальные и простые разрешения.
- Обмен впечатлениями по работе на горячем стуле, обсуждение, ответы на вопросы.
- Основные принципы и этапы работы с травмой. Типы клиентских запросов и способы «входа» в терапевтическую работу.
- Алгоритм построения терапевтической гипотезы.
- Понимание структуры травмы, причин ее зарождения. Возможные уровни работы с травмой личности.
- Уровень формирования субъектной позиции в травме.
- Уровень отреагирования. Работа с заблокированными чувствами в теле.
- Уровень работы с первопричинами травмы. Работа с внутренним ребенком
- Уровень работы с ограничивающими родительскими комплексами и сценариями.
- Уровень работы с родовыми и системными сценариями, влияющими на жизнь человека.
- Примеры клиентских случаев, обсуждение, ответы на вопросы.
- Подведение итогов по работе с травмами в методе ЭОТ. Заключительный обмен впечатлениями в группе, обратная связь от участников курса.