После успешного завершения обучения, вы получаете диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, который дает вам право на профессиональную деятельность в области практической психологии.
«Психологическая работа с участниками (ветеранами) боевых действий в эмоционально образной терапии» (основы психотравматологии и ПТСР).
Автор программы: Васильева Яна Сергеевна
Обоснование: В сложившейся современной ситуации, все больше становится обращений к психологу клиентов с признаками посттравматического стрессового расстройства. Основную массу составляют лица, принимавшие участие в боевых действиях или лица, находившиеся в зоне специальной военной операции. Также в рамках консультаций, к психологам обращаются близкие и родные комбатантов с вопросами об их состоянии, как им помочь, как восстановить отношения и т.п.
Эмоционально образная терапия, зарекомендовавшая себя, как краткосрочный, но глубокий метод, имеет большие возможности и перспективы для оказания эффективной психологической помощи людям с боевым ПТСР. Для качественной работы специалисту ЭОТ необходимо знать специфику протекания ПТСР, психологические и психические особенности комбатантов и владеть навыками использования приемов и техник ЭОТ с данной категорией лиц. Немаловажно для специалиста сформировать собственную профессиональную и психологическую готовность для терапевтического взаимодействия с данной категорией клиентов.
Цели: Курс направлен на расширение и освоение знаний помогающих практиков по теме посттравматическое стрессовое расстройство. Обучение на данном курсе позволит повысить профессиональные компетенции и освоить особенности применения техник эмоционально образной терапии в области психологической работы с лицами, имеющими ПТСР, и в частности, с участниками (комбатантами) и лицами, находившимся в зоне боевых действий.
Данный курс раскрывает новое понимание психологической травмы и ПТСР в эмоционально-образной терапии.
По результатам обучения специалисты будут иметь понятный алгоритм структуры терапевтического процесса с особенностями применения ЭОТ инструментария в работе с участниками (ветеранами) боевых действий.
Формат обучения – обучение проходит в режиме реального времени на платформе зум. Записи занятий выкладываются в аккаунт группы на платформу Геткурс с возможностью доступа в течение всего курса обучения.
График обучения – занятия проходят по расписанию согласно программе курса. Каждый модуль – 3 дня (пятница с 15 -21.00, суббота и воскресенье с 10- 17.00). Всего 3 модуля.
Длительность обучения: 3 месяца.
Количество часов обучения – 72 академических часа
Стоимость программы – 48 000 Руб
Оплата может производиться за модуль 16 000 руб
Зачет – по окончании обучения.
По итогам обучения вы получаете УДОСТОВЕРЕНИЕ о повышении квалификации (образца, установленного Минобрнауки).
Между модулями будут проводится по 1 встрече группы практики. Даты будут озвучены на 1 модуле.
Структура занятий:
- теория по теме занятия, согласно учебной программе; ответы на вопросы студентов;
- выполнение диагностического упражнения ЭОТ, или детальный разбор клинических случаев работы с ПТСР по теме занятия;
- обсуждение результатов упражнения, обратная связь преподавателя;
- работа в тройках по отработке практических навыков для работы с ПТСР; формированию навыков самостоятельного ведения сессии по предоставленному преподавателем упражнению или случаю.
- в одно из занятий, будет приглашен ветеран боевых действий с рассказом о реальных условиях, в которых находятся военнослужащие в зоне боевых действий.
*Дополнительно: в рамках данного учебного курса планируется создание мастерской, в которую будут включены специалисты ЭОТ, работающие с комбатантами, для профессиональной поддержки, а также для сбора, анализа и обмена опытом применения ЭОТ в данной сфере.
Задачи курса:
- раскрыть основные понятия психологической травмы, дать обзор современных подходов психотерапевтической работы с ПТСР у комбатантов и ветеранов боевых действий;
- сформировать представление к пониманию психологической травмы и ПТСР в ЭОТ;
- раскрыть содержание и отличительные особенности психической, психологической и боевой травмы;
- ознакомить обучающихся с историей возникновения, клинической картиной, психологическими особенностями протекания ОСР и ПТСР (по МКБ-11 и DSM-V)
- дать понимание об особенностях симптоматики ПТСР в условиях военных конфликтов;
- сформировать представление о психическом состоянии и психологических особенностях, вернувшихся из районов локальных военных конфликтов;
- познакомить обучающихся с психодиагностическим инструментарием по определению и оценке критериев ПТСР и сопутствующей симптоматике;
- познакомить с возможностями диагностики состояния при ПТСР через ЭОТ;
- показать возможности применения ЭОТ в работе с ПТСР на разных этапах психотерапевтической работы, в частности при работе с воспоминаниями и переживаниями бывших участников боевых действий;
- овладеть приемами оказания психологической помощи бывшим участникам боевых действий с применением ЭОТ инструментария и интеграцией с другими краткосрочными психотерапевтическими подходами (ДПДГ, НЛП и др.);
- способствовать отработке и встраиванию практических навыков ЭОТ у обучающихся, необходимых для работы с различным психологическим феноменам, которые могут возникать в ходе терапии у комбатантов;
- сформировать у помогающих практиков морально-психологической устойчивости, необходимой для психологической работы с комбатантами, а также профилактики профессионального выгорания специалистов.
Преподаватель курса: Васильева Яна Сергеевна – кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ. Практикующий клинический психолог, интегративный психолог, супервизор, преподаватель базового курса ЭОТ. Опыт психологической деятельности более 20 лет, майор вн. службы в отставке.
Опыт психологической работы с бойцами отряда специального назначения ГУИН (2002-2005г.г.), принимавших участие в зоне боевых действий; в частной практике с лицами, имеющими ПТСР и К-ПТСР.
Программа курса
Психическая травма. Основные виды психических травматических ситуаций и их психологические характеристики. Факторы травматизации и фазы психической реакции. Травматический стресс. Физиологические и психологические стрессоры. Современные подходы к понятию психотравмы. Теория травмы в ЭОТ: травма как разрушение «тела» психики; травма как потеря части личности. Основные принципы работы с психотравмой в ЭОТ. Особенности создания спонтанных образов при работе с комбатантами. Важность аналитической части при работе с образами для определения внутреннего конфликта. Ведущие внутренние конфликты, которые могут лежат в основе развития ПТСР у комбатантов:
- подавленные и вытесненные чувства
- отщепленная часть психики (вытесняемая часть «Я»)
- утрата (потеря товарищей, здоровья, части тела, гордости, надежды, эмоциональных инвестиций и т.д.)
- трансгенерационная травма
- травмированный внутренний ребенок (предписания «Не живи», «Не будь собой», «Не будь ребенком»; влияние семейного сценария)
- интроецированные части личности и чувства агрессоров, погибших товарищей;
- гамартический сценарий.
-
Практическая часть:
Изучение на практике принципов работы с психотравмой в ЭОТ: «Высвобождение чувств», «Образ бушующего двойника», «Энергетизация слабой части личности», «Принятие ответственности за Внутреннего Ребенка»; «Возврат травматического воздействия агрессору», «Возвращение себе эмоциональных инвестиций», «Возвращение утерянных частей личности», "Разрешение образу проявить весь свой потенциал", "Созерцание дождя", «Отпор преследователям», «Контрпредписание», «Простое и парадоксальное разрешение», "Возврат вытесненных чувств и частей личности" и др. Примеры и анализ клиентских случаев по заданной теме. Групповое обсуждение на тему «Влияние психотравмирующих ситуаций на эмоциональное состояние и поведенческие проявления». Ответы на вопросы обучающихся.
Исторический обзор к вопросу изучения ПТСР и боевой травмы. Острая реакция на стресс (ОРС) и формирование ПТСР. Диагностические критерии по МКБ -11. Специфические клинические признаки по DSM-5; клиническая типология. Методические рекомендации Минздравсоцразвития РФ по работе с ПТСР. Вторичные симптомы ПТСР в условиях военных конфликтов. Роль глубинных эмоциональных состояний при ПТСР (эмоции и тело, мышечные блоки).
Практическая часть:
- Психодиагностические опросники психотравматизации и ПТСР. Дифференциальная диагностика ПТСР. Групповое обсуждение и анализ отличий клинических проявлений ПТСР и других расстройств.
- Диагностическое упражнение «Я и окружающий мир» (работа с образами через рисунок). Групповой шеринг. Работа в двойках. Обсуждение результатов работы. Объяснение использованных психологических техник. Ответы на вопросы обучающихся.
Особенности психического состояния, вернувшихся из зоны боевых действий. Влияние на психику реальных условий боевых действий. Психологические типы комбатантов, с деструктивными постстрессовыми изменениями. Психологические особенности комбатантов. Нарушение картины мира и самоидентификации. Основные психологические защиты комбатантов– подавление и вытеснение эмоций, отрицание, избегание, регрессия. Способы их преодоления в работе ЭОТ терапевта. Применение приемов и техник саморегуляции на первичном этапе работы, как один из способов высвобождения чувств. Техник ресурсирования ЭОТ: «Поток любви»; «Поток жизни», «Фонтан живой жизни», «Безопасное место», «Сила дерева»; «Круг здоровья», «Круг энергии», «Вдыхаю силу, выдыхаю лишнее».
Практическая часть: Упражнение «То, что меня укрепило и то, что меня разрушило». Обсуждение упражнения. Обратная связь от группы. Ответы на вопросы.
Алгоритм и особенности терапевтического взаимодействия. Особенности сбора анамнеза комбатанта. Значимые диагностические параметры при изучении психического состояния комбатанта. Выявление суицидальных намерений и депрессии с помощью образов. Возможности быстрого и эффективного установления клиент-терапевтических отношений с комбатантами. Особенности и тонкости работы с образами на первичном этапе терапии комбатантов: «Освобождение подавленных и вытесненных чувств», «Конверсия энергии». Раппорт, принятие и уважение чувств комбатанта, калибровка состояния, как основные инструменты доверия. Подтема 1.2 Качества и профессиональные навыки, необходимые ЭОТ терапевту при работе с комбатантами.
Практическая часть: Упражнение ЭОТ для психологов «Часть меня, которая откликается на военные действия» (сопричастность военной травме). Групповой шеринг. Анализ образов. Работа в тройках. Ответы на вопросы обучающихся.
Диссоциация и дереализация при ПТСР. Диссоциация, как психологическая защита и способ искажения реальности. Прием двойной диссоциации при работе с образами для предотвращения абреакции. Ознакомление с особенностями использования метода десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ). Использование приемов десенсибилизации с комбатантами, как вход в ЭОТ терапию.
Практическая часть: Отработка в парах приемов ДПДГ. Особенности применения глазодвигательных ключей. Определение диссоциации у клиента. Формирование телесного и эмоционального ответа, создание образа для дальнейшей терапии.
Интрузивные воспоминания:
- флешбеки;
- навязчивые воспоминания;
- кошмарные сновидения;
- триггеры настоящего, провоцирующие травматизацию.
Практическая часть: Исследовательское упражнение «Война и мир». Обмен впечатлениями участников группы. Обнаружение проблемных образов. Работа в тройках. Ответы на вопросы обучающихся. *Дополнительные упражнение «А в душе я воюю..» (в рамках группы практики)
Комплекс «Вина выжившего» у лиц, находившихся в зоне боевых действий. Вина как самонаказание. Вина, как попытка изменить то, что изменить нельзя (попытка вернуть «прошлогодний снег»). Принципы ЭОТ, важные при работе с «виной выжившего»:
- принцип раскаяния вместо чувства вины.
- принцип примирения с миром против борьбы с ним.
Практическая часть: Упражнение ЭОТ «Вина выжившего». Обсуждение упражнения в группе, обсуждение возможных гипотез и использования приемов ЭОТ при работе с виной выжившего. Примеры и анализ клиентских случаев по заданной теме. Ответы на вопросы обучающихся.
Специфика проблем с психосоматическим, духовным здоровьем, вторичной социализации. Особенности применения ЭОТ в случае утраты органов, инвалидизации. Пренебрежение собственным здоровьем, как проявление вины выжившего. Особенности протекания флешфорварда у комбатантов. Философия ЭОТ в экзистенциальных темах, активизирующихся у комбатантов: жизнь и смерть; смысл жизни; жизненные ценности; несправедливость мира. Когнитивное переструктурирование через образы, как способ возврата в настоящее. Формирование позитивного будущего и линия времени через образы. Восстановление системы ценностей и значимых отношений.
Практическая часть: Особенности применения упражнений ЭОТ для формирования позитивного будущего. Упражнения «Линия времени» (мое прошлое, настоящее и будущее); упражнение «До и после боевых действий». Обсуждение особенностей применения. Групповой шеринг. Ответы на вопросы участников.
Разбор алгоритма (скрипта) психотерапевтической работы с комбатантами. Формирование устойчивой профессиональной и ролевой позиции специалиста ЭОТ, необходимой для эффективной работы с данной категорией клиентов. Супервизии, интервизии, личная терапия. Профилактика профессионального выгорания специалистов психологов при работе с комбатантами. Приемы ЭОТ для ресурсирования и снятия напряжения, применяемые для самопомощи специалистом.